В четверг стали известны ставки сбора на уничтожение старых автомобилей, который должен защитить российских автопроизводителей от последствий вступления в ВТО. Минпромторг предлагает добавлять в цену легковых машин от 10 до 614 тыс. руб. в зависимости от возраста и мощности автомобиля. С этим не согласно Минэкономразвития. Как стало известно «МН», ведомство предлагает ставки утилизационных сборов на 20–30% меньше. Какими бы ни были ставки, покупатели подержанных иномарок неизбежно пострадают, указывают эксперты.
Утилизационный сбор может появиться уже в августе
К лету в России должен появиться новый сбор — на утилизацию подержанных машин. Подобные сборы есть во многих странах. Их смысл — простимулировать компании отвечать за отслужившую свой срок продукцию. Например, в Дании благодаря таким сборам 99% стеклянных бутылок используются повторно, рассказывает руководитель программ «Гринпис Россия» Иван Блоков.
Но у России свой путь. Основной целью российской версии утилизационного сбора является не экология, а защита отечественных производителей от последствий вступления в ВТО. Как только Россия станет частью ВТО, ввозные пошлины будут снижены в среднем с 30 до 25%, а затем и до 15%. «Под удар попадают отечественные производители, ведь цены на подержанные иномарки снижаются до уровня нашего любимого «АвтоВАЗа», — объясняет аналитик компании «Атон» Михаил Пак. Правительство, уже не первый десяток лет спасающее отечественный автопром, решило поддержать его и в этот раз. Две недели назад премьер-министр Владимир Путин на совещании о развитии автомобильной отрасли в Тольятти поручил к 25 апреля проработать вопрос о введении утилизационного сбора, как с иностранных, так и с российских автопроизводителей. Впрочем, в Минпромторге и Минэкономразвития эта работа началась сразу же после официального принятия России в ВТО в декабре.
Куда пойдут собранные средства?
В четверг стали известны конкретные предложения. В распоряжение агентства «Финмаркет» попал проект постановления правительства, подготовленного Минпромторгом. Проект предполагает, что уже с августа этого года сбор должны уплачивать все юридические или физические лица, которые ввозят транспортные средства в Россию или производят их на территории страны. В первом случае сборы будут взимать на таможне вместе с таможенными платежами. Во втором — деньги пойдут в федеральный бюджет и в будущем будут использоваться для компенсации затрат организаций, утилизирующих автомобили.
Если же производитель предоставит гарантию, что обязуется самостоятельно уничтожить автомобиль, чье время службы прошло, он будет освобожден от уплаты сборов. «С точки зрения защиты природы это будет совершенно неэффективно. Мировая практика показывает, что лучше отправлять деньги в отдельный фонд, не связанный с бюджетом», — говорит Блоков.
Размеры утилизационных сборов в России и в Европе
Размеры предполагаемых сборов в России тоже отличаются от Европы не в лучшую сторону. Там утилизационный сбор составляет несколько сотен евро и возвращается потребителю после сдачи автомобиля на утилизацию. По версии Минпромторга утилизационный сбор для легковых автомобилей будет варьироваться от 10 до 614 тыс. руб. Дешевле всего обойдутся новые легковушки. Самая большая плата положена за ввоз «автохлама» — автомобилей старше семи лет. Понятно, что дополнительный сбор, в конечном счете, заплатит покупатель.
Однако проект Минпромторга не будет согласован в Минэкономразвития. «Эта версия скорее всего не пройдет. Мы не согласны с предложенными ставками. Вопрос уже обсуждался с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. В итоговом варианте ставки будут на 20–30% меньше», — говорит источник «МН» в ведомстве. А в Минпромторге «МН» пояснили, что пока официальных предложений по ставкам нет.
Поддержанные иномарки также подорожают
Впрочем, какими бы ни были ставки, они в первую очередь ударят по тем, кто рассчитывал купить поддержанную иномарку. Иностранные автокомпании, локализовавшие производство в России, так же как и российские производители, защищены от уплаты сбора. Они получат право предоставить гарантии утилизации своих машин, объясняет гендиректор Auto-Dealer.ru Олег Дацкив.
А вот иностранные машины, ввозимые из-за границы, подорожают значительно. «С одной стороны, рынок станет прозрачнее — снизится сегмент серых и черных импортеров. С другой, подержанных иномарок станет меньше, и они подорожают. Так что если потребитель хотел купить не новую «Ладу», а трехлетний BMW, скорее всего придется отказаться от этой идеи», — говорит Пак. Стоит отметить, что сейчас средний возраст автомобиля в России составляет 11 лет. Новый сбор будет способствовать тому, что парк автомобилей в ближайшие годы обновится, прогнозируют эксперты.
Источник: mn.ru.