Уход компании Ford с российского рынка стал неприятным сюрпризом для многих автомобилистов. Впрочем, решение американского автогиганта вовсе не спонтанно и обусловлено множеством причин. Из-за чего же компания решила прекратить продажу и производство легковушек в России?
Убыточная деятельность
В 2002 г компания Ford запустила во Всеволожске завод, на котором и началась сборка легковых автомобилей марки, причем первой локализованной моделью стал Focus. Сначала дела американцев в России шли неплохо, однако по прошествии нескольких лет пошли слухи, что производитель ежегодно несет существенные убытки.
Чтобы развеять их компания наладила во Всеволожске сборку Форд Фокус II поколения, который на российском рынке стал настоящим бестселлером. Наибольшим спросом пользовалась базовая комплектация модели по весьма “вкусной” цене, при этом топовые модели марки по-прежнему ввозили к нам из-за рубежа (в частности, из Европы), да и стоили они дорого.
В этот момент дела Форда пошли в гору, однако белая полоса продлилась недолго. Вышедшие затем на российский рынок модели уже не были так доступны, что делало их покупку менее привлекательной. Новый Фокус третьего поколения оказался не только ощутимо теснее предшественника, но и заметно дороже.
Спасти положение компания постаралась с помощью более-менее доступной Фиесты, однако с ее появлением ситуация в России не изменилась. Американцы продолжили вчистую проигрывать конкуренцию более доступным моделям других марок, в частности корейцам.
Кроме того, автопроизводитель так и не выполнил обещание вывести на российский рынок Ford Mustang, а также прекратил продажи пикапа Ranger, который хоть и не пользовался ошеломительным спросом, однако своя ниша у него была. Покупатели видели в такой машине как рабочую лошадку, так и доступную альтернативу полноценным внедорожникам.
Потеря госконтрактов
Высокие цены на автомобили Ford привели к оттоку не только рядовых автомобилистов, но корпоративных покупателей. Если раньше последние регулярно заключали контракты на поставку крупных партий автомобилей Focus и Mondeo, то в последние годы таких заказов стало в разы меньше.
Наиболее существенной потерей стал практически полный отказ от закупок со стороны МВД. В ведомстве решили сэкономить, пересадив рядовых полицейских на более дешевые Skoda Octavia и Hyundai Solaris. Хотя среди начальства некоторые продолжили разъезжать на внедорожниках Ford Explorer, однако их заказы можно назвать каплей в море.
В свою очередь российские чиновники мелкого и среднего ранга начали пересаживаться с Форд Мондео на Тойота Камри, производство которой также было локализовано. Плюс отказаться от “американцев” решили и крупные таксопарки, справедливо решив, что “корейцы” для их нужд дешевле и при этом ничем не хуже.
Переизбыток производственных мощностей
В 2011 году Ford и группа компаний Sollers создает совместное предприятие, при этом завод в Набережных Челнах, на котором еще недавно велась сборка корейских автомобилей SsangYong, перепрофилируют под производство американских моделей.
Плюс в рамках сотрудничества строятся сразу три предприятия в Елабуге, позволяющих ежегодно выпускать до 300 000 машин в год. На что рассчитывала американская марка – непонятно, так как подобные производственные мощности оказались никому не нужды.
К примеру, за 2018 год на предприятиях Форд было собрано только 53 234 автомобиля. Такой показатель оказался на 6% больше, чем в две тысячи семнадцатом, однако российские заводы по большей части простаивали.
Излишние инвестиции
Убытки компании Ford также во многом связаны с непродуманной инвестиционной политикой марки. В частности, американцы стали второй автомобильной маркой, локализовавшей в России производство двигателей для своих легковых моделей.
Особой необходимости в этом не было, однако компания все равно потратила круглую сумму, открыв в 2015 году в Татарстане завод по производству бензиновых двигателей объемом 1,6 литра. Какого-либо существенного “выхлопа” от такой инвестиции фирма не получила, а вот убытки понесла существенные.
СПИК
В 2019 г российское правительство изменило условия предоставления льгот, компенсаций утилизационного сбора и субсидий. Теперь с иностранными компаниями заключаются специальные инвестконтракты (СПИК), согласно которым производители должны увеличивать локализацию своей продукции и наращивать инвестиции.
Для Форда это означало дополнительные траты, поэтому американцы еще по ходу 2018 года дали понять, что в заключении подобных контрактов они не заинтересованы, а значит на местном рынке компания не задержится. Впрочем, СП Ford Sollers таки планирует заключить СПИК, согласно которому в России продолжат выпускать коммерческие фургоны Transit.
Ставка на другие рынки
Россия далеко не единственная страна, где компания Ford решила прекратить свою деятельность. Американцы всерьез подумывают о сокращении производства в Европе, так как на рынке Старого Света дела у них также идут неважно.
Читайте также: Дилеры Ford негодуют: делать скидки на авто им оказалось невыгодно
В частности, компания уже приняла решение закрыть один из двух заводов в Германии, причем судьба второго также висит на волоске, и даже если он останется на плаву, то здесь существенно сократят количество персонала.
Не исключают эксперты и вероятности того, что Ford полностью свернет свою деятельность в Европе. Компания явно находится в кризисе – и такой шаг позволит минимизировать убытки, при этом освободившиеся ресурсы можно будет задействовать для укрепления своих позиции на более приоритетных рынках Северной Америки и Китая.
Плюс компания планирует масштабную электрификацию своего модельного ряда. Данный шаг требует существенных затрат, так что поддерживать убыточные предприятия на плаву марка точно не будет. Плюс в Европе американские электрокары вряд ли смогут на равных конкурировать с моделями Volkswagen и Tesla.
Последствия ухода
Если с причинами все понятно, то чего же стоит ожидать от ухода Ford из России? Прежде всего, роста безработицы. На начало 2019 года на четырех заводах СП Ford Sollers работало несколько тысяч человек. На данный момент большинство из них уже уволено, хотя в компании и пообещали выплатить им компенсации.
Сохранить оставшихся сотрудников удастся лишь при сохранении самих заводов. Американцы уже объявили, что не собираются консервировать предприятия, однако найдутся ли желающие купить их – неизвестно.
Естественно, вся эта ситуация отразится и на компаниях, которые лишь косвенно относятся к Форд. В частности, существенные убытки понесут поставщики автокомпонентов и металла, поскольку им потребуется некоторое время, чтобы найти других таких же крупных заказчиков.
Не стоит забывать и про дилерскую сеть Ford – она в России довольно развита, и теперь автосалонам придется либо закрываться, либо срочно переквалифицироваться на другие марки, а это крайне непросто.
Плюс эксперты прогнозируют расцвет “серого” и “черного” импорта, то есть легковушки американской марки продолжат ввозить в страну окольными путями (в большинстве своем незаконными), вот только стоить такие машины будут заметно дороже, чем еще недавно представленные у официальных дилеров.
Хотя Форд в последние годы и не был сильным игроком на российском рынке, однако его уход также негативно отразится на конкурентности. Как никак, а некоторые модели марки (к примеру, Explorer и Kuga) имели свою аудиторию.
Также на данный момент в компании ведется активная работа над рядом новых моделей (например, четвертое поколение Ford Focus), однако в России мы их точно не увидим. Конечно, возможность возвращения американцев на наш рынок никто не исключает, однако если это и произойдет, то точно не в ближайшие годы.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Самые ожидаемые новинки авто 2019
Женевский автосалон 2019: все новинки